Организация труда водителей автобусов

Организация труда водителей автобусов

Одной из важных задач автотранспортного предприятия является правильная организация труда водителей.

В практике работы автотранспортных предприятий применяется ряд форм и методов организации труда водителей. Особое место занимает научная организация труда (НОТ). Внедрение на основе НОТ прогрессивных методов организации автотранспортного процесса одновременно совершенствует и формы организации труда водителей.

Научная организация труда, основываясь на достижениях науки и передового опыта, позволяет наилучшим образом соединить технику и людей в едином производственном процессе, то есть создать условия рационального режима труда и отдыха водителей, способствующих сохранению их здоровья, повышению производительности труда, безопасности движения, качества обслуживания населения пассажирскими перевозками.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

НОТ неразрывно связана с выбором и внедрением наиболее рациональных методов и приемов труда, совершенствования их форм. Практика показывает, что у различных водителей они неодинаковы: одни четко выполняют .график (расписание) движения, совмещая выполнение различных обязанностей, другие — нет. Некоторые лучше отработали элементы отдельных операций транспортного процесса, и распространение их ценного опыта, особенно при бригадной форме организации труда, поможет всем водителям автобусов добиться лучших результатов.

Специфика работы водителей автобусов доказывает значение научно обоснованного режима труда, отдыха и питания водителя, правильного установления времени и продолжительности обеденного и других перерывов.

Согласно НОТ водителям необходимо создать благоприятные условия труда. Труд водителя автобуса должен строго соответствовать требованиям действующего трудового законодательства («Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде» и Кодексы законов о труде союзных республик). Руководство автотранспортных предприятий должно предусмотреть комплекс мер и обеспечить водителям нормальный труд при высокой производительности и безопасности перевозок пассажиров.

Продолжительность рабочей смены водителя, как правило, должна быть в пределах 8 часов в сутки и только в отдельных случаях может быть увеличена до 12 часов. В рабочее время водителя входит:

время на проведение подготовительно-заключительных работ по автобусу перед выездом на линию и после возвращения или при пересмене водителей на линии;

время на движение автобуса от автотранспортного предприятия до пункта начального движения на маршруте, простой на конечных и промежуточных пунктах, предусмотренные расписанием движения, время на заправку и движение после окончания работы в автотранспортное предприятие;

время проведения предрейсового медицинского осмотра продолжительностью до 5 минут в смену; время на движение автобуса по маршруту; время на ремонт и техническое обслуживание в соответствии с действующим на предприятии правилом,.

Началом рабочей смены является, в соответствии с графиком работы, время явки в автотранспортное предприятие или место смены на маршруте, окончанием — время сдачи автобуса в автотранспортном предприятии или в месте смены. В случае несостоявшейся поездки окончание рабочего дня считается с момента освобождения водителя администрацией.

Графики работы водителей составляются администрацией автотранспортного предприятия, в них предусматривается соблюдение месячного баланса рабочих часов и учитывается предоставление полагающегося отдыха: в период рабочей смены — время для принятия пищи и короткого отдыха, ежедневный отдых, еженедельный день отдыха, отдых в праздничные дни, сокращенный рабочий день в предвыходные и предпраздничные дни. Замена выходного дня денежной компенсацией не допускается.

Специфика организации автотранспортного процесса пассажирских автобусных предприятий не всегда позволяет установить твердый ежедневный рабочий день нормальной продолжительности (при шестидневной рабочей неделе 7-часовой рабочий день в рабочие и 6-часовой рабочий день в предпраздничные и предвыходные дни; при пятидневной рабочей неделе — рабочий день 8 часов 15 минут в рабочие дни, 8 часов в предвыходные дни и 7 часов 15 минут в предпраздничные дни).

Поэтому на автотранспортных пассажирских предприятиях применяется суммированный помесячный учет рабочего времени, при котором продолжительность смены может быть больше нормальной, переработка в эти дни компенсируется освобождением от работы или недоработкой смены в последующие дни. Если продолжительность рабочей смены 8—12 часов в сутки, то рабочий день устанавливается через день или два рабочих дня и один выходной.

Но при этом число еженедельных дней отдыха в течение каждого месяца должно быть не \менее количества воскресных дней данного месяца при соблюдении количества рабочих часов данного месяца.

Нормальная работа на линии автобусов достигается путем создания постоянного резерва водителей, который в основном состоит из водителей, автобусы которых находятся в ремонте или техническом обслуживании.

Наиболее рациональный режим работы обеспечивается при сочетании нескольких форм организации труда водителей (водитель-кондуктор) с различной продолжительностью пребывания автобусов на линии. В зависимости от режима работы автобуса на линии его закрепляют за одним, двумя или тремя водителями с предоставлением выходных дней в разные дни недели и чередованием смен водителей через неделю. Смена водителей может происходить как на автотраспортном предприятии, так и на конечных пунктах маршрута, что более рационально, так как сокращаются нулевые пробеги.

Читайте также  Правила и нормативные документы по безопасности труда

Вся трудовая деятельность водителей автобусов подчинена графику (расписанию) движения. Одной из форм расписания движения автобусов является сводное маршрутное, на основе которого составляют расписания станционные (для конечных и контрольных промежуточных пунктов), рабочие (для водителей) и информационные (для пассажиров).

Перед выездом на линию в диспетчерской водитель предъявляет диспетчеру удостоверение водителя, получает путевой лист и график (расписание) движения, схему маршрута, билетно-учетный лист и билеты, книжки абонементных талонов, билетные катушки. Водитель обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр; при отсутствии отклонений в здоровье’ в путевом листе делается отметка о допуске к работе.

В графике (расписании) движения указаны время выезда, время прибытия и отправления с конечной станции, время проследования промежуточных контрольных пунктов, время обеда,начала и окончания смены,перерывов и другие данные, имеющие отношение к режиму ра боты водителя и автобуса с момента выезда до возвращения в автотранспортное предприятие. В соответствии с графиком движения для каждого автобуса установлен выход по номеру графика. Номер выхода определяет очередность выезда автобуса из автотранспортного пред приятия.

На участке стоянки водитель проверяет и принимает автобус, обращая особое внимание на исправность систем и приборов, обеспечивающих безопасность движения, проверяет исправность касс-копилок, наличие и целость пломб; исправность и работу звукоусилительного устройства, компостеров; заправляет билетницы.

Водитель обязан подать автобус на контрольно-технический пункт для осмотра механиком и после подписи механика в путевом листе и отметки времени выезда (штамп-часами) выезжать на линию.

При работе на маршруте водитель следит за посадкой и высадкой пассажиров, объявляет названия остановок, напоминает пассажирам об оплате проезда, на конечных пунктах записывает с катушек номера верхних контрольных билетов в билетно-учетный лист. На пригородных и междугородных маршрутах водитель обязан производить посадку пассажиров в соответствии с билетами и посадочной ведомостью.

График движения автобуса обеспечивает водителю соблюдение режима работы, дает возможность сохранить рабочий темп управления автобусом до конца смены. Однако надо помнить, что непрерывное вождение автобуса допускается не более 5 часов, при этом после первых двух часов непрерывного движения предусмотрено 5 минут отдыха, а в последующие 2 часа — 10 минут. Такой режим труда научно обоснован.

Перерыв надо использовать активно. Необходимо выйти из кабины автобуса и выполнить комплекс гимнастических упражнений; если нет возможности покинуть кабину, то нужно постараться поменять привычную позу. Доказана польза производственной гимнастики и перед началом смены, 5—7 минут гимнастических упражнений позволяют достичь высокой производительности труда с первых же минут рабочего дня.

Отдых водителю вне места его постоянного жительства должен представляться в помещениях с условиями, обеспечивающими нормальный сон.

В автобусах, работающих с кондуктором, водитель может поддерживать связь с ним при помощи микрофона или путем звуковой сигнализации, применяя условно принятые сигналы, например: один короткий сигнал во время стоянки — можно закрывать двери и начинать движение; один короткий сигнал во время движения — необходимо остановиться на остановке автобуса по требованию пассажира; два коротких сигнала во время движения — остановка автобуса по требованию кондуктора; частые короткие сигналы во время движения — необходимо экстренно остановить автобус; один длинный сигнал во время движения — предупреждение о том, что автобус переполнен и на ближайшей остановке нельзя открывать дверь для посадки; два коротких сигнала ‘во время стоянки автобуса — можно открывать заднюю дверь для посадки пассажиров.

При возвращении автобуса в автотранспортное предприятие водитель обязан показать автобус дежурному механику (контролеру ОТК) для проверки, отметить в путевом листе фактическое время возвращения, оформить заявку на ремонт при наличии неполадок, оформить билетно-учетный лист, сдать оставшиеся билеты, путевой и билетно-учетный лист, присутствовать при вскрытии касс и изъятии кассет с выручкой.

Каждый водитель автобуса обязательно обеспечивается должностной инструкцией, в которой изложены его обязанности, права и ответственность. Водитель обязан знать и выполнять должностную инструкцию. В общем положении инструкции определены основные обязанности водителя, какими документами он должен руководствоваться, выполняя служебные обязанности, кому подчиняется в автотранспортном предприятии и при работе на линии. Подробно наследующих разделах инструкции перечисляются обязанности водителя автобуса перед выездом, во время работы на всех видах маршрутов, правила перевозки багажа, порядок контроля на линии и другие.

Важное значение в организации работы водителя имеет применение технических средств связи. Внедрение простейшей двусторонней связи облегчает труд водителя, он может не выходить из автобуса для отметки времени прибытия или проезда контрольных пунктов, что позволяет оперативно управлять движением (водитель непосредственно на линии от диспетчера получает соответствующие указания), способствует объективности контроля, упрощению учета работы автобусов. Все это повышает регулярность движения — важный показатель качества транспортного обслуживания.

Рекламные предложения:

Читать далее: Прогрессивные формы организации труда водителей автобусов

Категория: — Справочник водителя автобуса

→ Справочник → Статьи → Форум

Источник: http://stroy-technics.ru/article/organizatsiya-truda-voditelei-avtobusov

Режим труда и отдыха водителей автобуса в 2019г

Организация труда водителей автобусов

В этой статье речь пойдет о режиме труда и отдыха водителей, регламентированном законодательством. Дело в том, что уже несколько лет на территории России можно получить не только штраф за отсутствие тахографа (устройства, контролирующего режим работы водителя), но и штраф за нарушение режима труда и отдыха.

Читайте также  Какова периодичность проведения специальной оценки условий труда?

Режим труда и отдыха водителей автобуса в 2019 году регламентируется положениями приказа Минтранса № 15. Данный нормативный документ утверждает положение о требованиях к режиму работы водителей различных видов транспорта, включая автобусы. Конкретные правила в данном вопросе зависят от следующих факторов:

  • • характер автобусного маршрута — внутригородской или междугородный;
  • • дальность автобусного маршрута;
  • • режим учета рабочего времени, применяемый на предприятии;
  • • другие факторы.

В большинстве случаев водители автобусов трудятся в режиме нормальной рабочей недели, которая предполагает пять восьмичасовых смен общей продолжительностью 40 часов. Для видов работ, которые невозможно уложить в указанный график, может быть установлен суммированный учет рабочего времени. Максимальная продолжительность учетного периода составляет шесть месяцев — она устанавливается для курортных территорий с выраженной сезонностью. При суммированном учете продолжительность одной смены может достигать десяти часов, а в исключительных случаях — 12 часов.

Водители автобусов – это рабочие, труд которых имеет свои специфические особенности. Дополнительное напряжение связано с тем, что водитель управляет транспортным средством, несущим потенциальную опасность. Водитель постоянно страдает от воздействия окружающей среды. Самый опасный фактор – напряжение, как физическое, так и ментальное.

Руководитель отвечает за составление соответствующего графика. Документ составляется ежемесячно, отдельно для каждой из созданных смен. Иногда требуется отдельное оформление дней. Работодатель отвечает в данном случае за установку:

• момента, когда выполнение обязанностей начинается ;

• конечного пункта и времени; 

• смены в зависимости от ее длительности; 

• перерыва, когда водители просто отдыхают, питаются;

• отдыха за каждый день и каждую неделю.

Составляя графики, надо учитывать, в каком режиме работает организация в целом. В качестве основы берут учет времени по ежедневной либо суммированной схеме. Отдельное задание формируется для тех, кого отправляют в дальние рейсы.

О рабочем времени водителей 

Главное, чтобы режим соответствовал нормам, установленным в законодательстве. Министерство Транспорта выпустило отдельное положение в 2004 году, которое отвечает за регулирование большинства вопросов данной сферы. Данное положение действует по отношению к любым водителям. 

В тексте Положения дается определение рабочему времени – это отрезок дня, на протяжении которого водители справляются со своими прямыми обязанностями, указанными в исходном трудовом договоре. Кроме того, отдельные пункты по должности можно описать в графике работы и внутреннем распорядке, принятом в той или иной организации. В Положении есть описание не только основного времени, но и других режимов, особенностей:

1. Присутствие в автобусе, но не управление им. Обычно это происходит, когда в смену или рейс отправляют сразу двоих людей.

2. Охраны груза и пассажиров во время продолжительных стоянок.

3. Проведение работ, связанных с устранением неисправностей, возникших в настоящее время, и с регулировкой. В учет идут только моменты, когда не требуется полностью разбирать какой-либо механизм.

4. Простои, в которых водитель лично не виноват.

5. Остановки там, где происходит посадка пассажиров или высадка.

6. Осмотры медиками, когда путешествие начинается или заканчивается.

7. Дополнительная работа, либо на протяжении поездки, либо после окончания.

8. Перерывы на отдых, как в конечных пунктах, так и по ходу движения.

Максимально допустимая нормальная продолжительность рабочего времени – 40 часов еженедельно. Каждый день человек может управлять автомобилем непрерывно не более 9 часов. Смена сокращается лишь в том случае, если везут что-то крупногабаритное или опасное.

Время может учитываться суммировано, если конкретная категория водителей не допускает применения общих и стандартных правил. В этом случае 30 дней – оптимальная продолжительность периода отчетности. При этом допустимо увеличение смен каждый день до 10 часов. Но это можно делать не чаще, чем два раза в неделю. Главное, чтобы в сумме водитель непрерывно управлял автомобилем не более 90 часов.

12-часовые смены могут быть законно введены для тех, кто работает на пригородных и городских маршрутах, отправляемых регулярно. Такое решение работодателя будет законным. Руководитель и сам должен учитывать данные особенности, составляя документ. Для каждого водителя обязательно посменное либо дневное оформление документов. До сведения самих работников документы доводятся максимум за месяц до того, как они вступят в силу.

Допустимо также проведение водителями, так называемой, сверхурочной работы. Но учет суммированного типа предполагает введение смен не больше 12 часов за исключением случаев, на которые прямо указывает законодательство:

• Выполнение обязанностей, с которыми нельзя справиться раньше обозначенного времени по тем или иным причинам, и если отказ от работы может привести к порче имущества, либо нанесению других видов вреда.

• Если необходимо продолжить делать то, что должен был решить другой работник, не явившийся на свою смену.

Но руководитель должен сделать все возможное, чтобы сменные сотрудники все равно менялись настолько часто, насколько это возможно.

О ВРЕМЕНИ ОТДЫХА

За всю рабочую неделю перерыв должен составлять не менее 42 часов. Но в каждом конкретном случае условия назначаются индивидуально, с учетом мнения представителей профсоюза. При этом руководитель и работник должны прийти к соглашению друг с другом.

Статья 11 ТК РФ говорит о том, что каждый работник имеет право на получение выходного. Если неделя пятидневная, то выходных дня будет два. При шестидневной обязательно наличие хотя бы одного выходного. Если же применяется суммированный учет, то время отдыха устанавливается индивидуально. Главное, чтобы выходных было не меньше, чем полных недель в месяце. Чтобы привлечь водителя к работе в выходной, необходимо оформить отдельный приказ, и получить отдельное согласие от второй стороны.

Читайте также  Охрана труда для ИП с работниками документы

Не стоит оставлять в стороне отпуск каждый год, оплачиваемый руководством. В таком случае опираются на общие законодательные нормы, и дают стандартные 18 дней на отдых, не меньше. Условия работы многих водителей вредны и опасны, что способствует появлению права на дополнительное время отдыха.

 О НЕНОРМИРОВАННЫХ РАБОЧИХ ДНЯХ

40-часовая рабочая неделя является нормой в большинстве профессий. Это касается любых категорий сотрудников, в том числе тех, кто управляет автобусами.

Пятидневная неделя предполагает использование восьмичасовых смен, а шестидневная – семичасовых. Но в любом правиле есть исключения. Ненормированные рабочие дни тоже возможны при крайней необходимости. Режим устанавливается на основе данных о нормальной продолжительности рабочей недели. Отдых за каждую неделю оформляется при опоре на общие положения.

Часто в ненормированном режиме трудятся личные водители. Их руководители забывают о том, что такое поведение возможно, но без систематичности, и решения подобного вида принимаются только время от времени. Кроме того, важно наличие серьезных причин, обусловленных производственными условиями.

Условие по ненормированному дню может содержаться в самом трудовом договоре. Локальный нормативный акт организации вообще отдельно должен перечислять тех, для кого такие дни возможны.

К дополнительным обязанностям водителей с ненормированным графиком можно привлекать как до начала работы, так и после ее окончания. В данном режиме согласия от второй стороны не требуется. Такие сотрудники появляются на своем месте в то же время, что и остальные, и покидают место не раньше момента окончания выполнения обязанностей. На них распространяются отдельные правила, указанные в локальных актах.

Если ненормированные рабочие дни стали систематическими, то проверяющие органы могут рассматривать их в качестве сверхурочной работы. За что положены дополнительные виды компенсаций. Такие работники могут рассчитывать и на получение дополнительного оплачиваемого отпуска каждый год.

О порядке ведения суммированного учета

Основание для применения именно суммированного учета – невозможность использовать стандартный график, предназначенный для представителей той или иной профессии. Чаще всего в таких ситуациях устанавливают учетные периоды, равные одному месяцу.

Правила внутреннего трудового распорядка регулируют саму организацию суммированного учета времени на том или ином предприятии. Эти правила устанавливаются лично руководителем. Это делается при утверждении коллективного трудового соглашения, либо с обязательным учетом мнения представителей профсоюзного органа. Во внутреннем распорядке надо обязательно написать о причине, по которой организован именно суммированный учет времени.

Обязательно сообщить о том, какова длительность учетного периода. Учетные периоды могут составлять до полугода, если речь идет о работах, выполняемых сезонно.

Сотрудников надо обязательно ознакомить с внутренними правилами, когда их принимают на предприятие, работающее по суммированному учету. Иногда суммированный учет становится индивидуальным. Это значит, что он действует не для всех, а для определенных категорий сотрудников.

Приказ руководителя нужен для того, чтобы отдельно установить график сменности. Недопустимо, когда рабочий день по продолжительности нарушает норму, установленную в том или ином направлении. При этом недопустима ситуация, когда один и тот же работник трудится на протяжении двух смен подряд

График сменности формируется с использованием формы, которая применяется для табеля учета рабочего времени. Речь идет об унифицированных формах Т-12 или Т-13.

В этих документах есть графы, которые обозначаются цифрами с 1 до 6. К ним в случае с водителями надо добавить еще одну, в которой каждый сотрудник подписывается. Так они будут подтверждать, что ознакомлены с правилами и с самими документами.

Если режим сменный, то время отдыха чаще представляется с так называемым скользящим графиком. Предполагается установка следующих параметров при использовании суммированного учета:

1. График работы.

2.Норма рабочих часов в учетном периоде.

3.Продолжительность учетного периода.

Когда учет проводится именно суммировано, сверхурочную работу определяют в зависимости от часов, которые выходят за пределы периода отчетности. Если же режим обычный, считается, что сверхурочное время – это выполнение дополнительных обязанностей за пределами обычного графика по инициативе руководителя.

О ЕЖЕДНЕВНОМ УЧЕТЕ И РАЗДЕЛЕНИИ

Такая схема предполагает, что водитель работает стандартное время, равное 40 часам за одну неделю. Правила стандартные, и выше уже не раз описывались. Оформление проводится с использованием унифицированных форм.

Некоторые водители имеют рабочее время, разделенное по двум частям. При этом должно пройти не более пяти часов после начала обычного выполнения обязанностей, до назначения отдыха. Максимум перерыв может длиться три часа. Отдых и питание в этот срок не входят.

Законодательство говорит, что при работе, связанной с управлением транспортными средствами, совместительство становится недопустимой схемой. Зато некоторым водителям можно устанавливать ненормированные рабочие дни. Обязательно учитывать мнение тех, кто представляет профсоюзный выборный орган. Работодатели должны только обеспечивать безопасные условия труда, которые не оказывают дополнительного негативного влияния на жизнь и здоровье подчиненных.

Источник: http://oapr.ru/carriers/bus/rezhim-truda